<<<Вернуться

 

КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

или

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ КАЗАХСТАН

 

 

        Парадокс Истории – к принятию независимой казахской национальной государственности оказались не готовы сами казахи.

       В поисках ответа на вопрос: «Почему?» - придется перевернуть пласты истории. Здесь и предательство хана Абулхаира, в целях укрепления личной власти открывшего путь русским колонизаторам. И духовная экспансия арабской религии, уничтожившей исконно казахскую культуру (тенгрианство, рунику, культ батыра-ерсера и т.д.) и соответственно ослабившей связь  нации с национальным эгрегором (Энергополем Аруаков – Духов Предков). И сталинский террор, с уничтожением более  4 миллионов Казахов – прежде всего цвета национальной интеллигенции. И  «совковое»  взращивание поколений ублюдочной партийно-творческой номенклатуры (т.наз. «зиялы қауым») – создавшей абсолютную пустоту в духовном и интеллектуальном сознании народа. И отсутствие широкого национально-освободительного движения в годы перестройки (события Желтоксана 86-года и деяния нескольких смельчаков в 89-91 годы – не в счет). И как следствие – приход к власти Партноменклатурщика и создание им авторитарно-коррумпированного государства в классическом стиле «азиатских деспотий».

        Весь этот огромный круг проблем обнимается одной универсальной формулой – КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ или КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ КАЗАХСТАН!

    Любая национальная идея, как таковая, имеет ряд жизненно важных аспектов: автохтонная нация, государственность, экономика, язык, письменность, религия, образование, идеология и т.д.

       Есть ли в Казахстане Автохтонная (коренная) Нация в качестве абсолютного большинства населения? Согласно статистике, сегодня казахи составляют 8 из 15 миллионов населения республики. Однако здесь не учтены данные незаконной миграции и растущий вал разрешенной рабсилы из-за рубежа. Реально казахов в Казахстане около 45 процентов, т.е  казахи являются нацменьшинством у себя же на Родине. А ведь, согласно демографической науке, увеличение числа некоренного населения уже до 10 процентов являет собой угрозу для титульной нации и национальной безопасности государства в целом.

         Есть ли у казахов Национальная Государственность? Она, как и многое другое, существует лишь де-юре. На деле, де-факто, границы открыты, в стране хозяйничают иностранные компании, высшие чины, во главе с Президентом, являются марионетками в руках мировых держав, нация сведена до уровня люмпен-пролетариата.

        То же самое следует сказать и о Национальной Экономике. Все стратегические отрасли ( нефть, газ, уголь, металлы, электроснабжение и т.д.) находятся либо в руках т.наз. Семьи, либо иностранных холдингов. «Земельный Кодекс», узаконивший продажу земли (в том числе иностранцам, как физическим , так и юридическим лицам) – вбил последний гвоздь в гроб национальной экономики.

        Придание русскому языку статуса «официального», в дополнение к уже имеющемуся статусу «государственного»  казахского языка – фактически ставит Национальный Язык  казахов на грань уничтожения. Нежелание властей принять кардинальные меры, прежде всего  поставить предоставление гражданства в прямую связь со знанием государственного языка (см.: А.Атабек, «Тіл мен азаматтық» - «Жұма таймс», 1 ноября 2004г и «Азат», 13 ноября 2004г), и обусловленное этим отсутствие «жизненной необходимости» в изучении последнего, а также ряд других факторов – все это есть запланированные акции по уничтожению («гуманными» современными средствами!)  казахского языка и, следовательно, казахской нации как таковой!

        Национальная Письменность (наряду с языком, музыкой и религией) представляет собой Генетический Код Нации! Казахи (в силу имперской российской политики и засилья европоцентризма до сих пор считающиеся «бесписьменным» народом!?) – имеют свою исконную национальную письменность и созданные на   этой письменности художественные шедевры. Речь идет о древнетюркской ( древнеказахской) рунической письменности  и литературе (поэмы «Куль-Тегин», «Бильге-каган». «Тоньюкук» и др.). Отказ властей даже рассмотреть возможность возрождения национальной казахской письменности, а также декларированный переход на латиницу – это прямой подрыв Будущего казахской нации.

        Так же как Руника является  исконной письменностью казахов – так и Тенгрианство является исконной национальной религией казахов. Религия и Письменность – взаимообусловленные феномены духовной жизни нации. Не случайно ислам, медленно инфильтруясь в Степь, и лишь в 18 веке получивший статус государственной религии (благодаря указу Екатерины II!) – в первую очередь уничтожил рунические тексты и тенгрианские обряды. Была разрушена основа духовной, мистической жизни  нации – ее связь с Миром Предков (см.: А.Атабек,  « Ислам и Тенгрианство» - в сб. «Тенгрианство – мировоззрение алтайских тюрков», Бишкек, 2003г и «Как выбирать религию» - «СӨЗ», 2 декабря 20004г). Сегодня казахи не только двуязычны – но и «дву-религиозны»: они исповедуют Тенгрианство как исконную национальную религию и Ислам как заимствованную, но ставшую традиционной религию. Именно эти две религии должны быть взяты под опеку государства (не отменяя, конечно, конституционного положения о разделении государства и религии). Все остальные  религии и секты (включая православие) – должны пропагандироваться исключительно в рамках соответствующих диаспор.

        Национальное образование и мировая наука -  одна из сложных и актуальных тем. Тем не менее, ясно одно:  обучение казахских детей до 12 лет должно вестись исключительно на родном языке. Лишь после того, как личность сформируется (в основном) на базе национальной культуры и этнопсихологии – можно приступать к обучению на других языках. В целом, пока в системе образования не будет законодательно установлена обязательность обучения казахских детей на казахском языке – будущее нации будет оставаться под вопросом.

   Венец всего сказанного выше – Национальная Идеология, которая в любой стране зиждется на приоритете национального. «NATIO UBER ALLES»       - «Нация превыше всего!». Никакие абстракции общечеловеческих ценностей и планетарного мышления не могут заменить реалий Национального Духа и Национального Бытия!

        Казахская нация стоит перед исключительной необходимостью консолидировать интеллектуальные и духовные силы для осознания сути КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ  и ответить на вопрос: КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ  КАЗАХСТАН?

 

Для этого должна быть создана организация, ставящая целью:

1.    борьбу за права, жизненные потребности и стратегические интересы Казахской Нации во всех сферах ее проявления;

2.    отстаивание приоритета Казахской Нации как автохтонной, коренной, генетико-преемственной («текті») и государствообразующей нации.

        Эти цели не могут быть достигнуты без юридического оформления понятий «коренная нация» («автохтоны»)  и «национальные диаспоры» («общины иностранцев»).

        Во всем мире  государства сложились в процессе исторического развития по НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ (единственное, пожалуй, исключение – США, страна колонизаторов, уничтоживших местное население). К примеру, Франция – это не «многонациональное государство» (как принято говорить о Казахстане), а «французское национальное государство» - при том, что там, действительно, проживают представители многих наций. Это относится и ко многим другим странам – где имеется «полиэтническое общество», но «мононациональная государственость». Это обусловлено тем, что в этих  странах понятия «коренная нация» и «национальные диаспоры» имеют четкую юридическую основу.

        В условиях Казахстана «права коренной нации» включают следующие аспекты:

           - казахская нация как автохтонная, коренная, генетико-преемственная («текті»), титульная и государствообразующая нация;

           - единство и неприкосновенность территории национального государства;

           - унитарность национального государства (недопустимость национальных и культурных автономий);

          -  казахский язык как единственный язык канцелярии и деловых отношений;

          - соединение статусов «государственный»  и «официальный» по отношению к казахскому языку и всемерное  употребление  термина «государственно-официальный язык»;

         - изменение статуса «официальный» по отношению к русскому языку на статус «язык межнационального общения»;

         - отказ от идеи «казахстанская нация» (озвученой лично президентом Назарбаевым);

         - утверждение и пропаганда идеи «казахская нация и национальные диаспоры» РК;

         - замена выражений «казахстанский народ» и «народы Казахстана» на формулу «казахский народ и национальные диаспоры Казахстана»;

         - замена названия «Ассамблея народов Казахстана» на термин «Ассамблея диаспор Казахстана»;

         - замена прилагательного «казахстанский» на эпитет «казахский» (типа «казахская земля, государство, правительство» вместо «казахстанская земля, государство, правительство» и т.д.);

         - замена выражения «многонациональный Казахстан» термином «Казахское Национальное Государство»;

         - замена слова «Казахстан» наименованием «Казахское Государство».

       Необходимо, соответственно, и юридическое оформление понятия «национальная диаспора» в РК, которое, в частности, включает:

-         право  представителей национальной диаспоры на все права и обязанности гражданина РК;

-         обязанность представителя национальной диаспоры уважать законные права коренной нации во всех сферах государственности РК – в том числе статус казахского языка как «государственно-официального» языка.

       Необходимо провести реформу  законодательства в сфере гражданства Республики Казахстан. Во всем мире процедура получения гражданства напрямую связана со знанием государственного языка. В карантинный период мигранты усилено изучают язык страны вьезда – ибо от этого зависит получение столь жизненно необходимого статуса, как гражданство. И помимо языка существуют еще десятки условий, которым мигрант обязан соответствовать ( я знаю людей, десятки лет проживших в США – но так и не ставших гражданами этой страны!). Это свидетельствует о том, как высоко ценит  правительство статус гражданства своей страны. А в Казахстане любой мигрант, купивший «прописку», автоматически (!) становится гражданином РК. А ведь он, помимо всего прочего, получает право избирать и быть избранным во все властные структуры республики. Не секрет, что Назарбаев раз за разом избирается  Президентом в основном благодаря голосам не-казахского населения ( не говоря уж о фальсификациях выборов!). Отсюда его пылкая любовь к Ассамблее народов Казахстана и стремление придать этому неконституционному органу высокий официальный статус.

      Если следовать мировой практике – то знание казахского языка должно стать обязательным условием для получения гражданства РК. Сдавшие госэкзамен по языку получают статус «гражданин РК». Не сдавшие госэкзамен по языку – получают статус «гастарбайтер» («временный рабочий») и «вид на жительство» ( без права избирать и быть избранным во властные структуры – но с сохранением всех остальных прав). Естественно, государство при этом обязано создать все условия для овладения казахским языком (бесплатные курсы, учебники, преподаватели, оргтехника, перспективы карьеры для  изучивших язык и т.д.).

     Таким образом, в стране должны быть (как и во всем мире) две группы населения: граждане РК и гастарбайтеры («временные рабочие»). Это явление характерно для всех развитых стран. К примеру, в Германии свыше 5 миллионов турков – но они не являются гражданами ФРГ, а лишь гастарбайтерами. Они зарабатывают деньги, пользуются всеми гражданскими  правами – но они не вмешиваются в политико-административную жизнь государства. Потому в Германии страной правят немцы, в Англии  англичане (и т.д.) – а в Казахстане правят не казахи, а мигранты!

     Независимость Казахстана совпала с периодом т.наз. «большого хапка» или «прихватизации».В результате стратегические отрасли ( нефть, газ, уголь, металлы, электроснабжение и др.) – оказались в частных руках ( в основном, Семьи и иностранцев). Это – прямая угроза национальной безопасности государства! Нет сомнения, что эти стратегические отрасли должны быть возвращены под контроль и ответственность государства (100-процентно!). Эта реформа ( национализация или де-приватизация) – обязательное условие независимой национальной Государственности. В интересах социальной справедливости необходимо  провести независимую экспертизу всех нефтяных, газовых и прочих контрактов, а также ревизию всех крупнейших отечественных фирм ( с публикацией их итогов в СМИ).

     Независимая национальная Государственность требует повышенного внимания к обороноспособности страны. В начале 90-х Назарбаев, поддавшись шантажу мировых держав, отказался от атомного оружия и уничтожил научную базу отечественной ядерной физики. Под клоунаду дешевых популистов ( О.Сулейменов, Амантай-кажи Асылбеков и др.) был  закрыт Семипалатинский полигон – основа обороноспособности Казахстана! Все уничтоженное создавалось в течение десятков лет, силами тысяч специалистов и стоило миллиарды советских (золотых!) рублей. Теперь, для восстановления утраченного (а это – неизбежно!) понадобятся вновь десятки лет, тысячи специалистов (которых в республике нет) и миллиарды долларов!

     Каждая нация – уникальное явление и Божье предназначение! Глобализация и нео-колониализм несут опасность растворения малых наций в больших. Для казахов жизненно важно придание  казахской нации статуса «коренной нации, находящейся, вследствие колонизации и этно-ассимиляции, на грани исчезновения и нуждающейся в экстренной помощи»!

Необходимо закрепить этот статус на законодательном уровне и в Казахстане, и в мировом сообществе (ООН и др.) – с обеспечением соответствующих мер.

     Для подьема уровня жизни коренной нации необходимо предпринять следующие шаги:

-         открытие лицевых счетов для граждан РК – в первую очередь лиц казахской национальности – с перечислением на них определенных процентов с экспортной выручки Казахстана;

-         выдача специального «нац-пособия» по уходу и воспитанию ребенка матерям-казашкам (от рождения до совершеннолетия);

-          создание приоритетных условий для получения жилья, образования и трудоустройства лицам коренной национальности;

-         разработка и осуществление специальной жилищной программы для лиц казахской национальности ( включая оралманов).

      Казахстан в советское время именовали «лабораторией дружбы народов» (неужто никто не замечал оскорбительности этой «метафоры» - народы как подопытные кролики!). На самом деле эта «дружба» была прикрытием имперских амбиций одних и колониальной слабостью других. После распада колониальной системы во всем мире  все империи вывезли своих граждан с оккупированных территорий. И только Россия продолжает удерживать своих соотечественников на чужих землях – делая их заложниками в большой политической игре.

      Еще в советское время я дал анализ межнациональных отношений в Казахстане. Прошло 14 лет – но ситуация почти не изменилась. Потому, в силу актуальности проблемы, позволю  обширную автоцитату:

     «...Ситуация в многонациональной стране накалена до предела. Каков же выход? Неужели людям на пороге ХХ1 века придется снова браться за оружие ( ядерное?) – чтобы доказать свое право на свою же землю? Думается, решение вопроса в том, чтобы простить Истории все ее каверзы и признать незыблимыми существующие границы. Да, русскому шовинизму придется примириться с тем фактом, что три столетия трудов и жертв во имя расширения империи – пропали даром. Казахам же придется забыть о своем полуторатысячном – и более! – господстве над землями от Орхона до Дуная  и довольствоваться тем, что осталось от былого могущества.

       Но этот отказ от имперского мышления есть только первый шаг к межнациональному примирению. Сегодня нужна мудрая, государственная политика Репатриации Народа, волею судеб оказавшихся в Казахстане, на места их исторического обитания. Почему русский или иной патриотизм должен проявляться исключительно в форме агрессии на чужую территорию? Пусть он обратится на благо собственных земель – тем более, что многие из них пустуют.

        Человек должен жить на своей земле, орошая ее потом трудов своих, и лишь тогда это будет не просто кусок земли – а Родина, за которую можно сражаться и умереть можно.

        Конечно, репатриация обойдется дорого – но лучше вложить деньги в дело, гарантирующее мир и благополучие, чем обрекать народы на перманентную междоусобицу.

        Казахстан – исторически часть тюркского и мусульманского мира. Искусственное привитие европоцентристского образа мышления и образа жизни дает результаты, обратные ожидаемым.

        Коварство и преступность национальной политики КПСС и ее «демократических наследников», сохраняющих нео-имперское мышление, состоит в том, что она заставляет существовать в замкнутой территориально-административной целостности заведомо противоположные, потенциально враждебные этнокультурные общности, провоцируя их  на перманентные межэтнические конфликты.

       Только разойдясь по своим национальным квартирам, люди смогут подняться на новый уровень межэтнических общений, и тогда слова «дружба народов» и «интернационализм» перестанут быть иезуитским прикрытием насилия одного народа над другим.

       И в заключение хочу привести притчу – древнюю, но которая, я уверен, никогда не устареет. Китайский император прислал гуннскому шаньюю (хану) послов с требованием отдать ему лучшего скакуна. На совете вождей все высказались против такого унижения – но шаньюй отдал скакуна. Спустя время император потребовал себе в наложницы любимую жену шаньюя. Вновь возмутились вожди – но шаньюй исполнил желание императора. В третий раз прибыли послы – теперь с требованием отдать участок негодной, заболоченной земли. Вожди в один голос согласились выполнить это требование – но шаньюй воспылал гневом, собрал войско и разбил императора. И когда вновь собрались вожди в Орде, они спросили: «О, великий шаньюй! Ты уступил императору своего лучшего скакуна и свою любимую жену – но не отдал куска никому не нужной земли, и воевал ты, и победил. Но стоила ли эта земля таких жертв?»

        И ответил шаньюй: «И скакун, и жена были моей собственностью.Чтобы не обижать великого соседа, я отдал их – хотя мне тяжело было расставаться с ними.Но земля – не принадлежит мне. Она принадлежит лишь Тенгри – Создателю миров, который даровал ее нашим предкам за их великие подвиги. Если бы я отдал тот действительно никому не нужный кусок земли – то мы потеряли бы благословение Тенгри, а враги бы решили, что мы боимся пролить кровь и завтра потребовали бы новых  земель. Каждая пядь земли – священна, и лучше умереть, чем отдать ее врагу.» (из книги: А.Атабек, «Алаш и казахская нация», изд. «ХАК», Москва, 1991г).

       Как видим, древние правители заботились о родной земле и боялись гнева Тенгри. Нынешний казахский правитель не боится ни Тенгри, ни Аллаха – поклоняясь лишь Золотому Тельцу. Десятки миллиардов долларов загнаны на зарубежные счета. Один был обнаружен и возвращен в Казахстан – но это, пожалуй, исключительный случай. Остальные так и останутся за рубежом, обогащая зарубежных банкиров. Причем, они не достанутся даже тем, кто их украл у народа. Семья Сухарто (диктатор Индонезии) так и не смогла воспользоваться  награбленными богатствами. Вдова Маркоса ( экс-президента Филиппин) до сих пор судится за деньги мужа. Таковы условия большой политической Игры. Вначале диктаторам дают заглотнуть «наживку» ( черный «откат» от нефтяных и прочих супер-сделок), затем делают их деяния достоянием гласности ( «Казахгейт») и арестовывают счета.

      Назарбаев отдал (продал) все, что есть на казахской земле и под ней. Теперь он добрался и до самого святого –  Казахской Земли. «Земельный Кодекс»  и курс на создание «казахстанской нации» – это  для казахов начало пути в резервацию (см.: А.Атабек, «Казахстанская нация или путь в резервацию» - «СӨЗ», 7 октября 2004г и др. СМИ). Приватизация земли Назарбаевым удивительным образом повторяет приватизацию, проведенную ханом Жангиром в середине 19 века. Тогда сотни тысяч казахов остались без земли (пастбищ) – и были обречены на голодную смерть. В итоге  Жангир получил востание Исатая-Махамбета, заказную смерть от Российской империи (которой он преданно служил) – и вечный позор в памяти казахского народа!

       Мы должны почаще обращать свой взор в прошлое – ибо там кроются архетипы настоящего и будущего. Один из них называется – КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ или КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ КАЗАХСТАН.

 

Арон Атабек, поэт,

И.о.Председателяобщества «Қазақ Ұлты»                                                       

28 января 2005г

 

 

<<<Вернуться

 

Конструктор сайтов - uCoz