<<<Вернуться

 

                                                       П Р И Л О Ж Е Н И Я

                         

                                 ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ и  ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ

 

Как известно, многие императорские династии Китая были выходцами из Степи – в том числе ТОБА  (420-557гг) и ТАН (618-907гг). В рунических памятниках обе династии именуются ТАБГАЧ.

Эти  династии еще помнили идеологию Степного  Ер-Серства (Рыцарства): «Одеваться кожею и волною ( овечьей шерстью), заниматься скотоводством -  вот что сродни кочевым. Родившись героем – должно господствовать над другими!К чему шелковые ткани?» (цит.по: Е.Кычанов, «Очерки истории Тангутского государства», М,1968г).

Интересующая нас Эпоха Орхонских Памятников также пронизана этой многомерностью отношений. С одной стороны – война и  противоборство идеологий. С  другой – необходимость стабильности и партнерства, которые позволяли осуществлять Транзитную международную торговлю (шелк, золото, пряности, железная руда и т.д.). Потому такие события, как смерть каганов или героев тюркской нации – всегда имели широкий международный резонанс. В рунических памятниках перечисляются посольства , прибывшие на тризну – от Кореи и Тибета до Согда и Рума (Византии). Особое место традиционно занимали посольства от императоров Поднебесной.

На похороны Куль-Тегина император Сюаньцзун из династии Тан, помимо щедрых даров и мастеров-строителей, - прислал текст прощальной  Эпитафии ( в прозе и стихах), сочиненной и написанной им лично и которая была выбита на Памятнике.

Перевод китайской надписи и дал правильное направление поисков в дешифровке рунической письменности. Российский синолог В.П. Васильев дал ( наряду с другими китаеведами) наиболее адекватный перевод китайского  текста на русский язык (В.П.Васильев, «Китайские надписи на Орхонских памятниках»,СПб,1897г). Мною сделано стихотворное переложение прозаического подстрочника, а также некоторые исправления архаического стиля научного перевода.

                                    А.Атабек

 

 

                                         ПАМЯТНИК УМЕРШЕГО КЮЕ-ТЕГИНЯ,

                                      ВЫСОЧАЙШЕ  СОЧИНЕННЫЙ и НАПИСАННЫЙ

                                     ИМПЕРАТОРОМ СЮАНЬЦЗУНОМ из ДИНАСТИИ ТАН

 

 Так как это безграничное Небо не может не покрывать всего, что находится внизу, то Небо и люди взаимно гармонируют, и Вселенная – едина.

Но так как Вселенная находится в непрерывной вибрации благодаря силам Инь и Ян – то между людьми появляются особые личности и великие герои. Они, будучи из народа Тукюе, являются по сути потомками Хунну.

Имея начало в Срединном Царстве, они взлетели героями Северных Степей. И, придя ко Двору …Гань-цюаня, они просили позволения охранять границы Империи. И это доказывает, что глубинные родственные связи, милость и дружба между нашими народами существовали еще в дрвности.

С того времени, как наш …Гао-цзу (пропуск перед словом Гао-цзу сделан из уважения к имени императора – примечание переводчика В.П. Васильева) положил начало императорской династии (ТАН) , а Тай-цзун устранил беспорядки – законы и просвещение распространились по всем восьми сторонам света  (по всему миру) , а военные подвиги уступили место подвигам нравственным.

Но, благодаря изменениям Вечного Неба и соперничеству между людьми, славные имена продолжали появляться у инородцев – и они приходили на границу  справлять пограничную дань.

Когда пришло время моего царствования, я сделал так, чтобы прекратились вторжения и беспокойства, лук и стрелы были вложены в колчаны. Им не было от нас забот, нам не было от них обманов. Граница не знала страданий.

Покоящийся здесь господин носил имя Кюе-Тегин. Он был вторым сыном Гудулу-кэханя (Кутлуг-кагана  - здесь и далее прим.пер.), знаменитым младшим братом нынешнего Бикя-кэханя (Бильге-кагана).

Его почтительность к родителям, дружелюбие ко всем прославились даже в отдаленных странах. Его величие и добродетель приводили людей в трепет и улучшали нравы.

Это – потому, что его прадед Идимишифу (Истеми-каган) отличался особыми доблестями  перед Вечным Небом, и потому сумел довести свое тело до конца (т.е. умер естественной смертью).

Его дед (отец) Гудулу-хэгинь (Кутлуг-каган) действовал по глубокой гуманности к низшим, продолжая традици предков.

Если бы это не было так – то каким бы образом родился столь добродетельный и славный Кюе-Тегин (Куль-Тегин)!

Потому он мог, восприняв с уважением мою дружбу и любовь, помогать свершению моих предложений. Простираясь на севере до пределов земли Сюань-лэй, а на западе – до границ Чу-юе, уважая Закон Вечного Неба-Тенгри, он обрел могущество и получил высокое звание Ту-ци (главнокомандующий всеми войсками у тюрков и гуннов) и возможность породниться с нашей Танской династией.

Поэтому я восхвалял его истинные заслуги, раскрывая сердце милости и доверию, предполагая дальнейшую дружбу и родство – но вдруг все это исчезло!

Вечно буду выражать сожаление – боль проникла в мое Сердце!

Притом, Кюе-Тегин был младший брат Кэханя, а Кэхань – все равно, что мой сын!

Как скоро правила отношений между отцом и сыном заключаются в привязанности и почтительности, то братственное родство может ли оставаться без связи (т.е. т Тэгин – мой родственник!).

Обоих братьев я принимаю как своих сыновей, и потому вдвойне сильней проникаюсь глубокой скорбью.

Потому, следуя древним образцам, я велел воздвигнуть этот великолепный Храм – на память отдаленным векам и странам, чтобы и в следующих тысячелетиях его блеск и величие напоминали о Тебе.

 

                                                          ЭПИТАФИЯ

В царстве песчаных степей,

Родине народа Динлин,

На седлах боевых коней,

Во славу Вечного Тенгри -

Рождались Воины-Герои,

Рожденные лишь побеждать,

О,господи,. своею Славой

Ты мог народы восхищать!

 

И помня родственные узы,

Ты близок был к Великой Тан,

И дух твой, разуму покорный,

Гордыней не был обуян!

О, кто бы мог предположить,

Что смерть так рано заберет тебя,

Я Памятник в стихах воздвиг,

Скорбя всем сердцем и моля.

Пусть этот Вечный Камень станет

Памятью тебе и мне,

Письмен волшебными устами –

Как символ мира на земле!

 

Великой Танской династии годов правления Кай-юань в 20-й год, что под циклическими знаками Жень-шэнь, в 10-й луне под циклическими знаками Синь-чжоу, 7-го числа, под знаком Дин-вэй, поставлен ( 1августа 732 года).

 
<<<Выход

Конструктор сайтов - uCoz